Сцепление автомобиля. Диск сцепления

В любом автомобиле главным узлом есть силовая установка – она снабжает преобразование энергию сгорания горючего в механическую энергию – вращение коленчатого вала. Вся работа силовой установки направлена лишь на получение этого вращения. Но для перемещения автомобиля получение вращения не хватает. Условий перемещения автомобиля довольно много – ему необходимо начать перемещение, где должно обеспечиваться все возможное тяговое упрочнение, по окончании собрать скорость, где уже тяговое упрочнение не так принципиально важно, но требуется высокая скорость вращения, и автомобиль обязан поменять скорость перемещения скоро меняя тяговое усилие и скорость вращения.

Двигатель автомобиля этого обеспечить не имеет возможности, потому, что скорость вращения коленчатого вала находится в определенном диапазоне и силовой установкой поменять тяговое усилие и скорость никак не окажется.

Содержание статьи

1 Сцепление – для чего оно? 2 Принцип работы 2.0.1 Видео: Принцип работы сцепления 3 Классификация 3.0.1 Видео: Сцепление автомобиля (учебное видео) 4 Главные неисправности сцепления 4.0.1 Видео: Как выяснить износ маховика и корзины

Сцепление – для чего оно?

Исходя из этого в конструкцию автомобиля входит еще один важный элемент – трансмиссия. Именно она снабжает передачу вращения от силового агрегата на ведущие колеса. Наряду с этим, входящая в состав трансмиссии коробка передач разрешает поменять скорость вращения и тяговое усилие, подающиеся на ведущие колеса. Хорошая механическая коробка передач складывается из валов и шестерен различных диаметров.

Ввод в зацепление определенных шестерен разрешает изменять скорость и усилие.

Но вращение от двигателя подается на трансмиссию неизменно. Это вращение делает неосуществимым на ходу выводить из зацепления одни шестерни и вводить другие.

Исходя из этого в конструкцию трансмиссии включен еще один элемент – сцепление.

Сцепление предназначено для краткосрочного разъединения силовой установки и КПП. В следствии работы сцепления коробка отсоединяется от мотора, другими словами, вращение коленчатого вала перестает подаваться на коробку, что разрешает вводить без неприятностей необходимые шестерни.

На легковых авто с механическими КПП распространение взяло однодисковое сухое сцепление.

Состоит такое сцепление из ведущего диска, помещенного в корзину, ведомого диска, выжимных рычагов либо диафрагмы, привода и выжимного подшипника. Все это закрывает сверху картер сцепления.

Принцип работы

Принцип работы сцепления автомобиля

Принцип работы для того чтобы сцепления достаточно несложен: корзина вместе с ведущим диском жестко закреплена на маховике коленчатого вала.

Сам диск может перемещаться относительно корзины, но он подпружинен. Между ведущим маховиком и диском помещен ведомый диск. На данный диск нанесены фрикционные накладки, существенно повышающие трение.

По центру ведомого диска расположена ступица. В ней проделано отверстие со шлицами. В ступицу входит ведущий вал коробки передач, а шлицевое соединение снабжает надежное, но подвижное соединение – диск может перемещаться по валу, но наряду с этим вращение будет передаваться неизменно.

В то время, когда нужна передача вращения от мотора на КПП, сцепление отпущено.

В таком положении ведущий диск за счет давления пружин поджимает ведомый диск к маховику. Наличие фрикционных накладок снабжает большую силу трения, ведомый диск не проскальзывает довольно ведущего маховика и диска. А потому, что ведомый диск связан с валом КПП шлицевым соединением, то производится передача вращения.

Нажимной диск (в просторечии – корзина сцепления) справа, и ведомый диск, слева. Нажимной диск крепится болтами к маховику двигателя

Дабы отсоединить КПП от мотора, шофер нажимает на педаль сцепления. При помощи привода он воздействует на выжимной подшипник. Тот, перемещаясь, начинает давить на выжимные рычаги либо диафрагму, в следствии чего ведущий диск отходит вовнутрь корзины, преодолевая упрочнение пружин. Он перестает поджимать ведомый диск к маховику, почему передача вращения заканчивается, что позволяет перевести передачу на КПП.

Сцепление кроме этого оказывает помощь медлено начать перемещение.

При постепенном отпускании педали, ведущий диск медлено увеличивает давление на ведомый диск. При малом упрочнении ведомый диск начинает принимать вращение, но из-за недостаточного поджатия, он проскальзывает. По мере поджатия педали ведомого и отпускания сцепления диска, он все больше принимает вращение, а проскальзывание значительно уменьшается.

Видео: Принцип работы сцепления

Дабы при выжиме сцепления и последующим переключением передач, при отпускании педали сцепления не было ударных нагрузок при резкой подаче вращения, ступица ведомого диска закреплена на нем не жестко. Она соединяется при помощи демпферных пружин, каковые сглаживают появляющиеся крутильные колебания.

Классификация

Это было обрисована конструкция и принцип работы однодискового сухого сцепления. Но их существует пара видов, со собственными определенными изюминками. По большому счету кроме того введена целая классификация типов сцепления.

Эта классификация дробит сцепления по типу привода, применяемому трению, количеству ведомых дисков, механизму отжатия ведущего диска.

Существует пара типов привода сцепления. Самый первый и несложный привод – механический. В нем задействуется совокупность тяг и рычагов, либо же привод возможно тросовый.

Имеется привод гидравлический.

В таком приводе в качестве рабочего элемента употребляется жидкость. В конструкцию входят два цилиндра – основной связан с педалью сцепления, а рабочий – с вилкой, которая перемещает выжимной подшипник.

Видео: Сцепление автомобиля (учебное видео)

На некоторых грузовых авто используется пневматический привод, в качестве рабочего элемента которого выступает сжатый воздушное пространство. У для того чтобы привода педаль сцепления связана с краном управления.

При действии на педаль, шофер открывает кран, и воздушное пространство под давлением поступает в пневматическую камеру, связанную с вилкой.

Имеется кроме этого и комбинированные приводы, каковые совмещают в себе пара типов обрисованных выше приводов (к примеру – гидромеханический привод).

Классификация по применяемому трению дробит сцепления на сухие и в масляной ванне. Сухие, такое как обрисовано выше, трудится в воздушной среде. На многих мотоциклах же используется сцепление, которое помещено в масляную ванну.

Что касается классификации по количеству ведомых дисков, то видятся однодисковые, двухдисковые и многодисковые сцепления. Однодисковое обрисовано выше. В двухдисковом используется два ведомых диска и два ведущих диска – промежуточный и ведущий. Принцип работы для того чтобы сцепления аналогичен однодисковому, отличие лишь числом дисков и механизме срабатывания.

Существуют многодисковые сцепления, каковые взяли распространение на мотоциклах.

По механизму отжатия сцепления делятся на рычажные и диафрагменные. В рычажных сцеплениях отжим ведущего диска производится подпружиненными рычагами, на каковые и воздействует выжимной подшипник. В диафрагменном же сцеплении роль рычагов и пружин делает диафрагма, сделанная из пружинистого металла.

Главные неисправности сцепления

Конструкция сцепления не включает большое количество составляющий, исходя из этого и ломается оно не так довольно часто. И все же в сцеплении также бывают неисправности.

Видео: Как выяснить износ маховика и корзины

Потому, что самое громадное распространение на легковых авто взяло однодисковое сухое сцепление, то разглядим самые нередкие неисправности, каковые случаются с ним:

Пробуксовка сцепления. В большинстве случаев появляется такая неисправность из-за неправильной регулировки привода. Из-за поджатия выжимного подшипника, он не разрешает ведущему диску всецело прижать ведомый диск к маховику, в следствии чего появляется проскальзывание. Сопровождается такая неисправность характерным запахом жженных фрикционов в салоне, затрудненностью переключения передач. Сильный износ фрикционов, либо их повреждение также может сопровождаться такими симптомами; Сцепление «ведет».

Эта неприятность также появляется из-за неправильной регулировки. В этом случае выжимной подшипник не может всецело отжать ведущий диск из-за увеличенного зазора между вилкой и подшипником. Верный показатель того, что сцепление «ведет» — это продолжение перемещения авто по окончании выжима сцепления и полной остановки при включенной 1-й передаче; Шум со стороны картера сцепления. Повышенный шум в данном узле может создавать лишь один элемент – выжимной подшипник.

Шуметь он может или в следствии пробуксовки, или же из-за чрезмерного износа;

Бывают и другие неисправности со сцеплением, но они видятся значительно реже, чем обрисованные выше. Так, неприятности со сцеплением смогут появиться из-за разрушения диафрагмы либо пружин выжимных рычагов, большого износа демпферных пружин и т. д.

Напоследок хочется подчернуть, что очень сложного обслуживания сцепление не требует. Достаточно иногда регулировать вольный движение привода, и выполнять советы по аккуратному вождению.