Сигналы регулировщика — что означают и как разобраться?

Сигналы регулировщика традиционно считаются самой сложной темой в российских ПДД. Оправдана ли такая оценка? Представляется, нет! Это простая тема, которую изучают в автошколах наравне со всеми вторыми вопросами.

Не смотря на то, что рациональное зерно тут, непременно, присутствует. И вот из-за чего.

Во-первых, при изучении данной тематики в отечественных автошколах инструктор по теоретическому обучению выдает данные со скоростью пулеметной очереди, оставляя все на домашнее – независимое  изучение.

И эта формула «Сами разберетесь!» основательно бьет по знаниям будущих водителей. Во-вторых, в настоящей практике дорожного регулирования сотрудники ГИБДД очень редко применяют стандартные сигналы. Они все более оперируют всеми понятными «пассами»: «Эй! Ты – ко мне!

Да не ко мне, дятел! Чего наблюдаешь, тебе говорю! А ты куда? А, ну-ка, находиться!

Куда прёшь?».

Эти два фактора и обусловливают крайнюю степень непопулярности стандартных сигналов регулировщика в практике настоящего дорожного регулирования. И получается обычный порочный круг: водители тему не знают, а инспекторы ДПС не используют такие сигналы (в силу их неэффективности). Но, уж в случае если покажется на дороге регулировщик-правдолюбец, решивший в одиночку исправить данный бардак и продемонстрировать всем «Кузькину маму», то, в большинстве случаев, несчастный перекресток поднимается и замирает ужаснейшей пробке. А горе-оптимист опять переходит на всем понятные «эйтысюдашные» сигналы.

Давайте попытаемся со своей стороны ликвидировать пробелы в знаниях и разобраться в стандартных сигналах регулировщика. Так как это не верно уж и сложно.

Содержание статьи

1 Нестандартные сигналы регулировщика 2 Стандартные сигналы регулировщика 3 Приоритет регулировщика 3.0.1 Видео: Сигналы регулировщика 4 Вместо заключения

Нестандартные сигналы регулировщика

Мы уже подчернули, что сигналы регулировщика возможно поделить на стандартные (строго регламентированные разделом 6 ПДД РФ) и нестандартные (понятные всем участникам перемещения). Разглядим последние, чтобы отмести в сторону все то, что любой из нас знает.

«Налево?

Направо? У нас в Российской Федерации – куда показывают, в том направлении и нужно ехать!». Вот она известная формула действия нестандартных (либо как прописано в ПДД, — «вторых») сигналов регулировщика.

Все весьма легко и наглядно!

К такому типу сигналов относится и требование регулировщика об остановке транспортного средства. Он может подаваться жезлом, что направлен на авто.

Довольно часто это делается посредством крикливой связи. Но содержание речи инспектора, останавливающего транспорт, Правилами не регламентировано. Возможно проявлять некую вольность в выборе словосочетаний и слов «великого и могучего».

Не есть четко прописанным и сигнал свистком, подаваемым для привлечения внимания.

Обиженный отсутствием должного к себе внимания сотрудник ДПС свистит в свисток, обращает на себя подобострастные взгляды водителей и показывает какой-то очередной сигнал.

Кстати, просвистеть он может и «Лунную сонату» (Бетховена), и «Беспечный ангел» («Арии»), а также «Who let the dogs out?» (Baha Men). В случае если, само собой разумеется, не опасается улетучивания денег по обстоятельству свиста.

Согласитесь, все легко!

Стандартные сигналы регулировщика

Непременно, стандартные сигналы регулировщика (жестко регламентированные ПДД) мало сложнее. Но не так, дабы бить в набат по этому пустячному предлогу. Итак…

Всего таких сигналов три. И уже делается легче на душе… Всего ТРИ!

Первый сигнал: правая рука с жезлом поднята вверх над головой регулировщика. Второй сигнал: правая рука с жезлом находится параллельно почва и направлена вперед. Третий сигнал: руки регулировщика разведены в обе стороны параллельно туловищу.

Как вариант сигнала (для утомившегося регулировщика) – руки опущены на протяжении туловища.

И тут нас поджидает еще один сюрприз. Первый сигнал – рука поднята вверх – обозначается элементарно: всем водителям со всех направлений категорически запрещается перемещение (сродни красному «глазу» светофора).

Действительно, имеется маленькое «но». В случае если шофер уже находится на перекрестке либо, въезжая на него, не имеет возможности остановиться без применения экстренного торможения, то перемещение под таковой сигнал не запрещаеться.

Остаются всего два сигнала. Всего ДВА! Ну, чего тут запоминать-то?

К тому же, мы предоставим универсальную методику «расшифровывания» этих самых двух сигналов регулировщика.

Вы сообщите, дескать, методик таких масса. Но все они грешат условностями. Известные формулы (скороговорки, поговорки) – «Грудь и поясницы – стенки!» и пр. – честны лишь для собственного сигнала. А вот мы постараемся отыскать универсальное правило. Пускай и не такое звучное и зарифмованное.

Откуда и куда едем, либо волшебство рук инспектора ДПС

Два основных вопроса, появляющиеся при виде регулировщика:

1) откуда едем?

и

2) куда едем?

Ответив на два эти вопроса, мы совсем уясним механизм действия сигналов регулировщика. А для этого введем неспециализированную для обоих стандартных сигналов условность – руки регулировщика должны быть подняты (либо ДОподняты нами чисто теоретически) до отметки плеч параллельно проезжей части. Вот так, как на рисунке…

Для чего нам это нужно?

А волшебство рук инспектора ДПС, показывающих в две стороны, разрешит нам ответить на три вопроса.

1. Откуда, с каких направлений возможно въезжать на перекресток.

Вытянутые (поднятые либо ДОподнятые) руки сами продемонстрируют на те направления, откуда водителям возможно ехать.

2. Куда, в каких направлениях водителям возможно проследовать по перекрестку.

а) руки регулировщика вытянуты в стороны (параллельно проезжей части) либо опущены на протяжении тела (тогда мы из ДОподнимаем).

Таким знаком регулировщика как бы говорит: «Я своим телом создаю целую линию, и меня пересекать запрещено!».

Это указывает, что водители со стороны рук смогут ехать лишь прямо и направо. Лишь в этом случае они не пересекут линию, создаваемую инспектором.

б) правая рука вытянута вперед, а левая опущена на протяжении тела (и мы ее ДОподнимаем).

В этом случае со стороны правой руки регулировщик формирует некоторый ограничительный угол, в котором и направляться оставаться водителю. Более того, говоря о водителе правой рукой и обратив к нему взгляд, регулировщик как бы говорит: «Я вас осуществляю контроль!».

Как раз исходя из этого водителям и направляться оставаться в углу, другими словами поворачивать направо. Без иных вариантов.

А вот со стороны левой руки, которую регулировщик уже не осуществляет контроль, водители смогут ехать в любом направлении. Без ограничений!

3. Откуда и куда смогут ехать трамваи!

Поднятые (либо ДОподнятые) руки регулировщика разрешают ответить и еще на один злободневный вопрос – о направлениях перемещения трамваев. Трамвай двигается из руки в руку (как вариант – из рукава в рукав)!

Так, методом несложной манипуляции (образного ДОподнимания руки) шофер сможет ответить на три основных вопроса, связанных со стандартными сигналами:

откуда ехать на перекресток; куда ехать на перекрестке; откуда и куда двигаться трамваю.

Приоритет регулировщика

Видео: Сигналы регулировщика

Регулировщик – это временный механизм организации дорожного перемещения. Значительно чаще регулирующие функции на проблемных – заторных – перекрестках делает светофор.

Ну, а самый популярный метод – это символы приоритета.

А как быть, в случае если при перемещении по перекрестку шофер замечает и регулировщика, и светофор, и символы приоритета (либо в любом их сочетании)?

А никакой задачи нет, потому что правила четко регламентируют такую обстановку: самыми приоритетными (главными) являются сигналы регулировщика. После этого идут сигналы светофора, а уж самыми последними по приоритетности символы приоритета.

Иными словами, регулировщик отменяет и светофор, и символы приоритета.

В ситуации, обозначенной на рисунке шофер обязан воздержаться от перемещения.

А вот тут оба водителя имеют право продолжить перемещение.

Вместо заключения

Подведем неспециализированный результат.

Сигналы регулировщика разрешают весьма динамично организовывать и руководить дорожным перемещением.

Мобильность и логика в смене сигналов – вот что отличает регулировщика от светофоров и, уж тем более, от знаков приоритета.

Для понимания принципов работы регулировщика мы применили тактику поднятых (либо ДОподнятых) рук, разрешающих «зацепиться» за единый принцип действий в любой регулировочной ситуации.